Выбор и покупка лодки.

Выбор и покупка лодки.

О чем нужно подумать

Не спешите сделать покупку. Имеют значения не только внешний вид и цвет лодки.

- Прежде всего постарайтесь дать себе отчет, для чего она вам нужна (рыбная ловля или охота, кратковременные прогулки, длительные туристические походы)?

- На какое число пассажиров и количество багажа надо рассчитывать? Каким должен быть уровень комфорта: нужны ли рубка и спальные места в лодке, тент, мягкие сиденья, дистанционное управление?

- Какую скорость вы рассчитываете получить и с каким мотором? Каковы будут при этом расходы на горючее?

- Где вы собираетесь плавать и каковы условия плавания в районе эксплуатации будущей лодки?

- где будет лодка стоять, как оборудовано место стоянки и зимнего хранения, как вы будете спускать её на воду и поднимать на берег? Придётся ли вам перевозить лодку по суше, а если да, то как именно?

- Теперь внимательно ознакомьтесь с характеристиками имеющихся в продаже моделей. Выбирайте такую лодку (и с таким мотором), которая наилучшим образом будет удовлетворять вашим вполне определенным требованиям.

Все малые суда можно разделить на водоизмещающие и глиссирующие.

Видоизменяющие  лодки поддерживаются на плаву всегда – (как на стоянке, так и на ходу) только архимедовой «силой поддерживания». Напомним. Что по величине эта сила равна весу воды, вытесняемой корпусом судна.

Глиссирующие (скользящее) судно в неподвижном состоянии плавает по воде, ни чем не отличаясь от водоизмещающего. Но при повышении скорости главную роль в поддерживании судна на воде начинают играть уже иные – динамические подъемные силы, возникающие на плоских участках днища. Судно начинает глиссировать при условии, что его плоское днище на ходу располагается под небольшим (обычно 3-6 ) углом – углом атаки – к поверхности воды, а скорость достигла определенного минимума.

Нижний предел скорости для выхода на режим глиссирования зависит от полного веса судна (с оборудованием, мотором и пассажирами). Можно оценить его по формуле:

км/ч,

где D – вес судна, тс. Например, при D = 500 кгс = 0,50 тс

Ʋ= 34  = 34×0,9 = 30,6 км/ч.

Естественно, мощность двигателя должна быть достаточной для достижения этой скорости. Для грубой оценки можно считать, что лодка выйдет на глиссирование только при том условии, что на каждую лошадиную силу имеющейся мощность приходится не более 25 кгс полного веса лодки.

С 20-сильным подвесным мотором большинство глиссирующих лодок при малой нагрузке развивает скорость до 40 км/ч. Это особенно важно для горожан, которые выходят на прогулки после рабочего дня и в конце  недели: за какие-нибудь два часа можно добраться до дачных мест на отдых или рыбалку и так же быстро вернуться домой. Однако те же лодки с тем же мотором, но с четырьмя пассажирами, т.е. с большой нагрузкой, будут развивать уже значительно более низкую скорость 20-32 км/ч, расходуя на каждый пройденный километр 0,5 л бензина (40-50 л на 100 км). Зная такую «чувствительность « глиссирующей лодки к нагрузке, приходится при выходе в плавание следить за весом принимаемого на борт снаряжения и припасов, ограничиваясь лишь самым необходимым. (При этом надо прикинуть практически достижимую с данной нагрузкой скорость и подумать о том, где и когда можно будет пополнить запас топлива.)

Другой существенный недостаток глиссирующих лодок – низкая мореходность: их плоскодонные корпуса сильно ударяются даже о небольшую волну, кокпит забрызгивается. Нередко бывает так, что «проскочив» водохранилище в субботу, в воскресенье водитель и пассажиры вынуждены возвращаться домой сухопутным транспортом. А в дальних походах иногда приходится по нескольку дней «ждать у моря погоды». (Правда, существуют и достаточно мореходные типы глиссирующих судов. Корпуса их, как правило, имеют более сложную форму и в частности – увеличенную килеватость днища. Но для выводов глиссирование судов с таким обводами требуются значительно большая мощность двигателя, чем для классической плоскодонки.)

Водоизмещающие лодки в принципе более мореходны и комфортабельны, но зато скорость их вдвое, а то и втрое ниже. Для них существует предел скорости, превышать который не имеет смысла, так как это потребует многократного повышения мощности двигателя. Обычно скорость водоизмещающего судна длиной 6-8 м при мощности двигателя 5-15 л. с. составляет 14-18 км/ч, причем с увеличением нагрузки скорость практически не уменьшается. Это и дает возможность как следует оборудовать катер для туризма и меньше ограничивать себя, принимая запасы и снаряжение.

Для катеров этого типа справедливо старое правило – «длина бежит». Чем длиннее катер (при том же водоизмещении и той же мощности), тем большую скорость он может развить. Наконец, при установке экономического четырехкратного стационарного двигателя расход топлива на 100 км пути будет не больше 20 л.

Все эти черты делают водоизмещающее судно незаменимым при выходе на большую воду и для дальних походов, когда особенно важны большая грузоподъемность и экономичность. Однако, покупая большой тяжелый катер, взвесьте свои возможности. Весной на ремонт такого судна уходит немало времени, а так как катер стоит на воде постоянно, он приносит много забот и в течении всей навигации. Ясно, что уход за глиссирующей мотолодкой, вес которой не превышает 200 кгс, как правило, значительно проще; и весенний ремонт и подъем её на берег не составляют проблемы.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!