Установка судна на подпорках.
Если на изготовление саней нет времени, судно можно раскрепить подпорками, подложив под киль брусья-подкладки сечением 250250 мм. Верхние концы подпорок лучше упереть в правильный брус, чтобы они не соскальзывали. Подпорки могут упираться и в скулу (обязательно напротив шпангоута); в этом случае надо проложить под них клинья. Нижние концы подпорок закрепляют вбитыми в грунт колышками.
Чтобы каждую осень не тратить время на поиски подходящих брусьев, кольев и бревен, есть смысл изготовить постоянные раздвижные стойки-подпорки из металлических труб диаметром 40 – 80 мм (желательно не слишком тяжелых). Стойки можно сделать телескопическими из двух частей, вставляемых одна в другую или соединяемых на муфтах, и просверлить в них отверстия по высоте для фиксации высоты болтом.
В верхнюю часть металлической стойки вваривают штифт диаметром 12 – 20 мм. Затем из дерева изготавливают колпак-наконечник, надеваемый на конец трубы; он должен проворачиваться на штифте на некоторый угол для плотного прилегания к лекальной поверхности борта. Наконечник надо обить мягкой тканью.
При установке опор и подкладок необходимо учитывать прочность корпуса судна и отдельных его наружных частей. Например, нельзя подкладывать брус под шпору руля – за зиму катер просядет, и руль заклинится в подпятнике. Подпорки во всех случаях надо ставить на набор, лучше всего против переборок или усиленных шпангоутов. При тонкой обшивке между опорами и корпусом нужно проложить обрезки досок, распределяющие давление на большую площадью
Подкилевые брусья должны находиться под местами расположения наибольших грузов – тяжелого двигателя, балласта и т.п. повторим – все подкладки и подпорки должны быть нагружены равномерно, иначе корпус может прогнуться, появится водотечность.
Легкие лодки лучше укладывать днищем вверх; иногда есть смысл сделать для них стеллажи, может быть, даже в два-три яруса.