Гребные лодки.
На небольших реках и озерах нет смысла заводить быстроходное судно. Гораздо большее удовольствие можно получить на простой гребной лодке, рассчитанной на движение под веслами со скоростью 5 – 7 км/ч. Обычно такие лодки имеют заостренную в подводной части корму. Как и на любом взаимодействующем судне, устанавливать на них мощный мотор нет смысла: обводы корпуса все равно не позволят выйти на глиссирование, лодка сядет кормой.
На гребных лодках длиной до 4 м не следует устанавливать мотор мощностью более 3 л. с., а на 5 – 6-метровых – более 5 л. с. в противном случае плавание может оказаться небезопасным.
Желательно, чтобы борта лодки были сделаны с развалом (корпус уширялся в верхней части); поперечные сечения корпуса – сечения по шпангоутам – должны быть возможно более полными, с плоскими участками у киля, хорошо выраженными скулами. Лодки со слишком округленными шпангоутами часто оказываются валкими, неустойчивыми.
Шпоновая лодка «ШПШ-3М» («Берёзка») – дешевая, легкая и практичная. Корпус, выклеенный на водостойком клее из шпона, не протекает и нуждается лишь в минимальном ежегодном ремонте. Недостатки лодки: низкая остойчивость и малый запас плавучести в случае опрокидывания или заливания волной; при авариях можно рассчитывать только на спасательный нагрудник или круг.
Усовершенствованная «шпонка» типа «Форель».
Прогулочные одно- и двухместные дощатые лодки (фофаны) можно видеть на многих станциях проката. В отличии от шпоновых, их необходимо держать на воде постоянно, иначе обшивка быстро рассохнется и даст течь. Весной корпусу лодки требуется тщательный ремонт для защиты от впитывания влаги.
Пластмассовые лодки «Бычок-2» и «Пелла» хороши тем, что материал их корпуса (стеклопластик) не набухает, не гниет, обладает достаточной прочностью и эластичностью. При хорошем качестве наружного слоя пластика корпус не нуждается в окраске. И наконец. Эти лодки имеют запас плавучести, достаточной для того, чтобы затопленная лодка с пассажирами и легким мотором могла оставаться на плаву. Недостаток «Пеллы» - в ее валкости, т.е. способности крениться даже при небольшом смещении пассажиров на борту.